Учитель-логопед Чугурович В.В.

26.05.2023

Тема: "День рождения города"

  Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:

- Как называется улица (была ли она переименована)?

- Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?

- Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

- Где проходит эта улица?

- Твое отношение к этой улице.

1.      18.05.2023

Тема «Москва – столица России.

Пересказ рассказа о Москве.

     Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

Вопросы:

Как называется главный город России? 

Почему Москва – главный город России?

Какое место считается сердцем Москвы?

Как называются главные часы России и где они находятся?

Какие достопримечательности есть в Москве?

 

10.05.2023

Чтение. Пересказ.

«Наше отечество»

     Наше отечество, наша Родина – Матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной назовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Вопросы

Как называет автор свою Родину?

Почему мы зовем Россию Отечеством?

А почему мы называем родину матерью?

13.04.2023

Тема: "Животные жарких стран"

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

«Слоны»

Слоны – очень крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

     Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.

     Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов ищи и выпивает до 10 ведер воды.

Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь.

Вопросы:

Зачем слону хобот?

Как живут слоны?

Чем слоны питаются?

Какая у слонов память?


12.04.2023

Тема: "Космос"

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

«Почему солнце всходит и заходит?»

     Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а другой раз – на темной, и у нас наступает ночь.

Вопросы:

Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?

Что происходит на самом деле?

Предварительная работа к теме "Животные жарких стран". Посещение зоопарка, зверинца, цирка. Просмотр телепередач о животных жарких стран. 

24.03.2023

Тема: "Приметы весны"

 Составить рассказ по мнемотаблице.

14.03.2023

Тема : "Профессии взрослых. Театр"

Составь рассказ по теме.

17.03.2023

Тема: "Дикие и домашние животные и их детеныши"

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

«Белочка»

     Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода – белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки как у птицы устроено: из веточек, из сучьев. Да как сделано - то ловко – большое, круглое, а сбоку лазейка. Внутри грездо мягкой сухой подстилкой выстлано: уютно в нем, тело. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

Вопросы:

Как устроено гнездо у белки?

Чем гнездо выстлано внутри?


10.03.2023

Тема: "Весна"

Чтение, ответы на вопросы, пересказ

«День все больше»

     Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают.

Дни все длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у нее минутки. Встает немного раньше, садится немного позже.

Вопросы:

1. Что ты узнал из рассказа про солнышко? Про сосульки?

2. Почему ночи становятся короче?

03.03.2023

Тема: "Женский день - 8 Марта"

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Женский день.

     Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 марта.

     Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки – две хорошенькие чашечки -  и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась. Она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть… И поставила свои чашечки….

     В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону.

- Тише, тише….- говорила Таня. – Не разбудите маму…. У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день!

Вопросы:

Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?

Что пекла бабушка к празднику?

Как помогала бабушке Таня?

Как Таня относилась к маме?
Почему ты так думаешь?

22.02.2023

Тема: "Защитники Отечества"

1.      Побеседуйте с ребенком на тему «Защитники отечества»

2.      Отгадай загадку:

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко (Солдат, военный, воин)

3.      Что делают:

летчик, вертолетчик, танкист, парашютист, подводник, снайпер, сапер, пограничник.

4.      «Сосчитай до 5»

 каска, танкист, раненый

5.      «Задание»

Пилот Захар Краснов прилетел в Тулу.

Сколько слов в предложении?

Назови 5 слово. Что это?

Сколько звуков во 2-м слове?

Сколько слов написано с большой буквы? Почему?

Поставь ударение в 1-м слове.

Составь из букв, входящих в слово ПОЛКОВНИК, как можно больше других слов.

16.02.2023

Тема «Ателье. Одежда.  Головные уборы.»

1.     Игра. «Какой, какая, какое, какие?».

Образование относительных прилагательных.

Шарф из шерсти – шерстяной.

Платок из шелка – шелковый.

Куртка из кожи – кожаная.

Пальто из драпа – драповое и т.д.

2.     «Кто работает в ателье?»

Ответить полными предложениями.

Например в ателье работает швея, она шьет одежду…

3. Составить описательный рассказ про одежду, по плану:

Что это? Из какого материала сделана? Какого цвета? Из каких частей состоит? В какое время года носят? Назначение (мужская, женская или детская). Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)?

08.01.2023

Тема: "Труд на селе зимой"

Игра "Доскажи словечко" 

Доярка доит… Телятница кормит…Свинарка убирает за…Пастух пасет…Птичница дает корм…

Тракторист работает на…Скотник ухаживает за…Овощевод выращивает…В коровнике живут…

В птичнике живут…В парнике растут…Конюх кормит…

Игра "Семейка слов"

Снег, снежинка, снегопад, снегоход, снегурочка, снегирь, снежок, подснежник, снегопах, снегозадержание.

Придумать с этими словами придумать предложения.

25.01.2023

Рекомендации по составление пересказа.

Цели: развитие связной речи, речевого слуха, памяти, мышления.

Предварительная работа: сформировать представления о том, о чем повествует рассказ, объяснить смысл незнакомых слов.

Прочитав рассказ, необходимо задать вопросы по тексту. После этого,  предложите ребенку прослушать рассказ еще раз. Затем необходимо составить план пересказа и  пересказать рассказ.

Если ребенок затрудняется на каком то этапе, то взрослый обязательно должен помочь (добавить слово или предложение, задать наводящий вопрос).

                                                 «Кто сильнее?» В. Суслов

Алёшка всегда пристаёт к Антону с разными вопросами

— А сколько километров до неба?

—А что глубже: море или океан?

 - А кто сильнее всех?

 - Посмотри во-о-он туда, - говорит Антон. Видишь кран? Какую тяжесть он поднимает - целый вагон!

 — Антон, а кто сильнее крана?

— Видишь поезд? Впереди - синий электровоз с красной звездой. Он тянет целых пятьдесят вагонов. И все они доверху нагружены.

 — А кто сильнее электровоза?.. - не унимается Алёша.

 — Вон, смотри, - говорит Антон. Видишь, грузят корабль. У него такое огромное брюхо, что в него влезут двадцать пять таких поездов.

- Антон! Ну, а кто самый сильный? Самый-самый?

- Думай сам. Кто заставляет работать кран? Кто заставляет электровоз бежать по рельсам? Кто управляет кораблём?

 — Люди.

 — Значит, кто самый сильный?

 -Человек!

Вопросы:

Какие вопросы часто задает старшему брату маленький Алешка?

Как старший брат ответил на последний вопрос?

19.01.2023

Тема: Творчество С.В. Михалкова

Предложите послушать произведения С.В. Михалкова: «Дядя Степа», «Упрямый лягушонок», «Котята», «Трезор», «Фома».

Упражнение «Подскажи словечко»
Шли из школы две подружки –
В белых фартуках болтушки.
В сумках – книжки и тетрадки,
А в тетрадках … (все в порядке).

Дядей Степою гордится
Вся милиция столицы;
Степа смотрит сверху вниз,
Получает … (первый приз).


Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень … (важной нахожу).

 

Игра «Скажи по-другому

.Я буду говорить каким был дядя Степа, а вы будете подбирать похожие слова.

Дядя Степа был огромным … (высоким).

Дядя Степа был смелым … (отважным).

Дядя Степа был находчивым … (умным).

Дядя Степа был хорошим … (добрым).

13.01.2023

Тема: Творчество А.С. Пушкина.

Художественная литература:
Произведения А.С. Пушкина: «Сказки», «Сказка о рыбаке и рыбке…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

Упражнение «Подскажи словечко»

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение …(волкам).
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
С первого щелка
Прыгнул поп …(до потолка)
( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Остров на море лежит,
Град на острове…(стоит).
*    *   *
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный…( дом).
(«Сказка о царе Салтане»)
Упражнение «Будь внимательным»
Предложите ребенку отгадать, из каких сказок А.С. Пушкина эти строки.

В синем небе звезды блещут,                   Вот пошел он к синему морю.
В синем море волны хлещут;                   Видит- море слегка разыгралось
Туча по небу идет,                                     Стал он кликать золотую рыбку…
Бочка по морю плывет.                              («Сказка о рыбаке и рыбке»)
(«Сказка о царе Салтане»)
Жил- был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(«Сказка о золотом петушке»)
Упражнение «Помоги Незнайке» 
Отхлопай слова по слогам: пе-ту-шок, Сал-тан, Гви-дон, Е-ли-сей, Да-дон, ца-рев-на, звез-до-чет, мед-ве-ди-ха, мед-ве-жа-туш-ки, поп, Бал-да, ры-бак, рыб-ка, ста-рик, ста-ру-ха.


23.12.2022

Тема: "Зима"
"Найди отличия" Составь рассказ по картинке.



16.12.2022

Тема:"Транспорт"
Пересказ.
"Хорошо, когда много снега"
     Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах  ходить...
     А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.
     Если снег не уберут, то  не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, Ни елку к Новому году! Даже доктор в "скорой помощи" не сможет приехать.
     Чтобы такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.
Вопросы: 
О каком времени года говорится в рассказе?
Кому хорошо, когда много снега? Почему?
Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?
Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

12.12.2022

Тема:"Мебель"

Игра "Подскажи словечко"
Костя в комнату вошел
И поставил сок...(На стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки...(В буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плац взяла...(Со стула)
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика....(Их шкафа)
Закатила барабан
Наша Оля... (Под диван).
На портрете - Аня с бантом,
А портрет тот....(Над сервантом).
Книжку новую Ивана
Я достал...(Из-Под дивана).
Если хочет Миша спать, 
Он приляжет...(На кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть ...(На стуле).
Почитать хотим мы если, 
То развалимся мы...(В кресле).

24.11.2022

Тема: "Посуда"
1. "Исправь предложения"
Суп разлили по стаканам.
2. "Вопросы на засыпку!"
Чашку разбили вместе с тарелкой.
Что разбили раньше? Что-позже? А что вообще не бьется?
3. "Разбери предложение"
Чашка упала с тумбочки.
Сколько всего слов в этом предложении?
Назови первое слово, второе, третье, четвертое.
Назови маленькое слово - (с). Это предлог.

16.11.2022

Тема: "Насекомые"
Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
"Майский жук"
Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков.
Вопросы:
Опасен ли жук для людей?
А для растений?
Как появляется на свет майский жук?

10.11.2022

Тема: "Дикие животные"
Пересказ. "Ежиная семейка"
     В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе. - Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие. - Я только поглажу ежат, - ответила Аня. 
     На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Вопросы:
Где жила семья ежей?
Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
Кто нашел ежат?
Что случилось на следующий день?

02.11.2022

Консультация для родителей. Тема: «Мы гуляем, речь развиваем»

     Прогулка - идеальное время для общения. Игры на улице не требует специального оборудования и подготовки, нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком.

     Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем. 

     Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, слуховое и зрительное внимание, память, воображение, словарный запас и связную речь, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:

«СКОЛЬКЬ ЗВУКОВ В СЛОВЕ»

Предложите ребенку сосчитать сколько звуков в  слове (3-5 звуков). Например: сок(с, о, к, 3-звука…)

 «СОБЕРИ СЛОВЕЧКО»

Предложите ребенку ответить на вопрос: Какое слово получится из звуков?

Например: К, О, Т (кот).

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

«КАПЛИ ДОЖДЯ»

     Ребенок слушает ритмические хлопки взрослого (капает дождик) и повторяет предложенный ритм. Начинать лучше с элементарных ритмов, например, хлопок-пауза-хлопок, постепенно усложняя.

«СКОЛЬКО ШАГОВ»

     Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове (короткое оно или длинное), можно «прохлопать» слова или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» слово и сказать, сколько в нем частей. Например, «дом»- 1 шаг – 1 часть; «кош-ка»- 2 шага – 2 части (слога). Сначала, выполняйте задание вместе, проговаривая количество шагов и слогов, затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, начиная с одно- двухсложных слов.

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ:

«ОДИН-МНОГО»

Взрослый называет один предмет с автоматизируемым звуком, а ребенок много предметов. Например, при автоматизации звука Л, взрослый говорит: ласточка, а ребенок – ласточки…

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

«СОСЧИТАЙ -КА»

Предложите ребенку посчитать увиденный предмет от 1 до 5.

 «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Взрослый называет предмет, а ребенок изменяет слово, используя уменьшительно-ласкательные конструкции.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

     В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно. 

 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО, ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:

«ЭТОТ ШУМНЫЙ МИР»

     Прислушайтесь. Кто это поёт? Птичка? Какая? А может это дятел стучит? А вдруг это дождик стучит по зонтику? А вы слушали, как шуршат листья под ногами? Как здорово идти и загребать ногой листву осенью, слушать, как шуршит листва. 

«Я ЗАМЕТИЛ»

     Называйте предметы, мимо которых вы проходите, и обязательно укажите – какие они. «Вот машина – она красная, большая, легковая. Я заметил собаку – она большая, пушистая, это пудель». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. 

«МАЛЕНЬКИЙ ФАНТАЗЁР»

     Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Возможно, это будет собачка или кошечка, а может жираф с длинной шеей. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе с малышом. 

«БЫВАЕТ–НЕ БЫВАЕТ»

     Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Например, «Летом падает снег». «Кошка умеет летать». В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой из детского сада, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения. 

«ОТГАДАЙ СЛОВО»

     Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например, кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.) Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие. 

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

     Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, человек идет, а машина … (едет);  человек идет медленно, а машина едет… (быстро); дом высокий, а киоск…(низкий) и т.д.

 Совместные игры помогут вам стать ближе с вашим ребенком и дадут возможность получить удовольствие от общения с ним.

Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

 


26.10.2022

Тема "Птицы"
Пересказ "Улетают журавли"
     В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. 
     Через леса, через поля, через умные города высоко в небе летели журавли.
      До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной!
Вопросы: 
- Куда и когда улетают журавли?
- Когда журавли прилетают обратно?
- Где летят журавли?

20.10.2022

Тема "Овощи"
Пересказ. "Кто как одет"
     Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу и разную петрушку.
     Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, она холода не боится!
Вопросы: 
- Когда убирают овощи?
- Какие овощи убрали с огородов?
- Что осталось в огороде?
- У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?

14.10.2022

Здравствуйте, уважаемые родители. Предлагаем принять участие в выставке "Дары осени ".
Составить описательный рассказ о поделке. Написать его на листе.




07.10.2022

Тема "Грибы. Ягоды"

Вопросы на засыпку!

На опушке три волнушки. Чего больше - опушек или волнушек?
Чего в лесу больше - грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше - шляпок или ножек?
Чего в лесу больше ягод или брусники? Почему?

Как ты понимаешь пословицы?

Осень - запасиха, а зима - подбериха.
Готовь сани летом, телегу - зимой.

29.09.2022

Добрый день, уважаемые родители! 
Осень наступила, 
Заниматься нам пора!
Не успеем оглянуться, 
В школу - детвора!
Тема недели "Осень. Лес, деревья."
Пересказ. "Полянка в лесу"
     Березки последнее свое золото осыпают на ели. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу - как остров.
   На этом острове стоит несколько елок, под ними я сел отдохнуть.
   У этих елок, оказывается, вся жизнь вверху. Там хозяйничают белки и птицы клесты. В лесу, под елями шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такой семечки выросла когда - то и эта высокая ель, под которой я сижу.
Вопросы:
1. С чем сравнивает автор лес и отдельную полянку?
2. Кто обитает на верху елок?
3. Чем питаются белки и клесты?
4. Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?
5. О каком времени года говорится в рассказе?
6. Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе?

31.05.2022

Рекомендации для родителей!

«Лето»

     Лето-самое замечательное и веселое время года. Самый благоприятный период для совместного времяпрепровождения родителей и детей. Развитие ребенка летом продолжается, не останавливается. В это время года он получает большое количество положительных эмоций, ярких впечатлений. Возрастает его двигательная активность. Этот период можно использовать для закрепления знаний, полученных в этом учебном году. Давайте, совместными усилиями, сделаем это время интересным и полезным.

Для того, чтоб наш с Вами совместный труд не пропал в летний период, я предлагаю Вам упражнения, которые не требуют специальной подготовки и Вы можете выполнять в их любой обстановке (дома, во время прогулки…). И помните главное - мы не занимаемся! Мы играем! Но у каждой игры есть свои правила! И наша - не исключение. Первое правило-это позитивный настрой и хорошее настроение ребенка. Второе правило-занимаемся не более 15-20 минут в день. Периодичность-2-3 раза в неделю.

Упражнения для автоматизации звуков.

Общие рекомендации: Следите за звуками, которые уже поставлены. Просите ребенка сказать звук правильно, если он его искажает. Если этого не делать то искаженное произношение звука «вернется» и нам придется начать всю работу заново.

-Игра «Мама - малыш»

Объясняем ребенку, что мама теперь малыш, а он-мама. Теперь он будет объяснять, как правильно произносить слова. Мама произносит слова, ошибаясь в и заменяя звуки. Задача ребенка-исправить маму.

-Повторяем буквы, изученные в этом учебном году.

Мы можем их писать (на бумаге, на песке), а также выкладывать из палочек, веточек…. Буквы(звуки) могут быть гласными (воздух не встречает препятствий) и согласными (воздух встречает препятствие - язык, зубы, губы). Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Игры, для развития лексико-грамматических категорий языка и связной речи

- Игра «Посчитайка»

Просим посчитать предметы, используя числительные. Например: один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветков. Усложним с помощью прилагательных. Один белый цветок, два белых цветка, ….пять белых цветков.

-Игра «Один-много»

Например: один жук- много жуков; много бабочек -одна бабочка. Можно не использовать слово «много». Например сад-сады, ягода-ягоды.

-Игра «Великан-гномик».

Взрослый- «великан» называет любой предмет, а ребенок- «гномик» должен сказать уменьшительно-ласкательную форму этого слова.

Окно-окошечко; лист-листочек; солнце-солнышко.

-Игра «Жадина»

Ребенок идет и «жадничает». Все что он видит, он должен сказать мой, моя, мое. Например: мое солнце, мой ветер, моя радуга, моя туча…

-Игра «Мама - малыш»

Мама говорит:

-Я сейчас мама кошка, значит ты мой малыш. Кто ты? (Котенок). Я сейчас мама утка. Кто ты? (Утенок). Повторить можно диких и домашних животных. Папы так же могут поиграть. Если папа селезень, то кто у него сыночек(доченька)?

-Игра «Потеряшки»

Мы берем вещи, предметы, принадлежащие кому-либо и спрашиваем:

-Это чей, чья, чье? (Мамино платье, папин телефон, бабушкина сумка…) а также можем обращать внимание на предметы на улице.

-Игра «Что из чего?»

Предлагаем ребенку определить, из чего сделан тот или иной предмет. Например: Ведро сделано из железа. Какое ведро? Ребенок должен дать полный ответ, используя существительное и прилагательное. (Железное ведро.)

- Игра «Знайка»

Предложите ребенку продолжить фразу «Я знаю 5 предметов одежды..» 5 диких животных…, 5 продуктов…, 5цветов…

В заключении я хочу Вам сказать. Где бы вы не находились летом, общайтесь с ребенком.

Вы приехали на море- подберите слова к слову «вода»- Какая? (теплая, холодная, соленая); «песок» Какой? (желтый, белый, влажный, сухой); Рассмотрите природу вокруг. Чем она отличается от нашей?

Вы оказались в деревне - посмотрите, какие животные и птицы вокруг. Вспомните их название, название их детенышей. Помогите ребенку составить описательный рассказ о домашнем животном. Рассмотрите что растет в огороде. Какую технику, инструменты можно увидеть в деревне. Для чего они нужны.

Вы проводите лето в городе. Чаще гуляйте. Проанализируйте дома вокруг. Составьте рассказ о таких зданиях, как школа, детский сад, поликлиника, магазин. Какие это здания? (новые, старые, современные, древние, высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные) Для чего они нужны? Кто работает в этих зданиях?

     Общайтесь, играйте, рассказывайте, учите, изучайте, придумывайте, а не просто находитесь рядом. Выполняя эти советы Вы непременно увидите плоды своего труда.

Желаю Вам приятного летнего отдыха!

09.05.2022

С Днем Победы! Побеседуйте с детьми на эту тему.



04.05.2022

Тема "Рыбы"

Предложите посмотреть мультфильм.

15.04.2022

"Космические путешествия"
1. Беседа на тему "Космос"
2. Игра "Один-много" Например: звезда-звезды...
3. Игра "Семейка слов". Например: космос, космонавт, космические...
4. Пальчиковая гимнастика "Космонавт"В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
5. Физкульт минутка "Космонавт"
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
6. Дидактическая игра "Найди отличия"

07.04.2022

"Животные севера"
 Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научноисследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. 
Игра «Послушай, запомни, повтори» Запомнить названия обитателей севера (белый медведь, северный олень, морж, тюлень, полярная сова, рысь, песец, снежный барс). Уметь отличать их друг от друга по внешнему виду, находить и показывать их на картинке.
Игра "Один-много" Например: медведь-медведи"
Игра"Назови малыша" Например: медведь-медвежонок"
Предложите ребенку посмотреть мультфильм "Умка"


18.03.2022
Тема "Перелетные птицы"
Напомните ребенку, что с наступлением весны возвращаются перелетные птицы из теплых стран.

  1. Игра «У кого – кто». Цель: упражнение в словообразовании.

У грача - грачата, у скворца – скворчонок, у грача - грачонок, у журавля – журавленок, у лебедя – лебедёнок.

  1. Игра «Кто как голос подает»

Ласточка – щебечет

Соловей – заливается, свистит, щелкает

Кукушка – кукует

Журавль – курлычет

Жаворонок – звенит

  1. Игра «Назови части тела птицы». Рассмотреть изображение птицы и сказать, какие у нее есть части тела. Взрослый указывает на различные части тела птицы, ребенок называет их:  

    У птиц есть голова.

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.

У птиц есть хвост,

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

  1. Игра «Один – много» 

скворец – скворцы – скворцов

журавль – журавли – журавлей

лебедь – лебеди – лебедей

утка – утки – уток

дикая утка – дикие утки – диких уток

соловей – соловьи – соловьев

грач – грачи – грачей

хвост – хвосты – хвостов 

лапа – лапы – лап

голова – головы – голов 

  1. Игра  «Назови ласково»

скворец – скворушка

журавль – журавушка

лебедь – лебедушка

утка – уточка

соловей – соловушка

птица – птичка

голова — головка        

хвост — хвостик

лапы — лапки        

клюв — клювик

крыло — крылышко

перо — перышко

туча – тучка 

лист – листочек и т.д


  1. Игра «Скажи, какой? какая?»
  • подбор однородных прилагательных к существительным – перелетные, быстрые, голосистые,

заботливые, дикие, болотные, водоплавающие, былые, черные, дружные, крупные, мелкие и т.д.


  1. Игра «Подбери действие».

      Что делает птица:  Летает, кормит, выводить, клюет, садится, ходит, пьет, ловит, кружит, взлетает,  чистит, прыгает.

  1. Игра «Посчитай» - согласование числительных с существительными.

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

Одно крыло, …

Один хвост, …

Одна утка, …

  1. Отхлопать слова и определить в них количество слогов.

ЖУ – РАВЛЬ,СКВО – РЕЦ, КУ – КУШ – КА, ГРАЧ, УТ – КА, ЛАС – ТОЧ – КА, ЛЕ – БЕДЬ,

СО – ЛО – ВЕЙ


09.03.2022

Тема "Весна"


05.03.2022

Тема "Мамин праздник"


23.02.2022

Тема" 23 февраля - День защитника Отечества"



04.02.2022

Тема "Профессии"


27.01.2022

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Побеседуйте с ребенком на эту тему и предложите посмотреть мультфильм.


10.01.2022

"Артикуляционная гимнастика"
Давайте вспомним гимнастику для язычка!






19. 12 2021

Тема "Посуда"


09.12 2021

Тема "Одежда"


01.12.2021

Тема "Обувь"




22.11.2021

Тема "Зимующие птицы"


12.11.2021

Тема "Дикие животные"


29.10.2021

Тема "Домашние животные"


18.10.2021

Тема "Осень"


11.10.21.

Тема "Овощи и фрукты"


22.09.2021

Приглашаю родителей на консультации, после проведенной логопедической диагностики. 

11.05. "Насекомые"

"Отгадай загадки"
У кого вся спинка в точках? 
Кто пасётся на листочках? 
Кого мы просим подняться в небо? 
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

На вид, конечно, мелковаты, 
Но всё, что можно, тащат в дом. 
Неугомонные ребята.
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

На цветок пахучий 
Сел цветок летучий. (Бабочка)

"Мультфильм"


"Артикуляционная гимнастика"


26.04. "Рыбы"

Веселая песенка.

Давайте посмотрим мультфильм!


22.04. "Первоцветы"

Расцвел подснежник. 
Он хорош. 
Нигде такого не найдешь! 
Он так красив, душист, приятен. 
Он манит запахом своим. 
И у кого душа без пятен, 
Он в руки сам дается им.

"Отгадай загадки"
Белые горошины на стебле повисли.
Будто снежные комочки
На листе широколистном.
(ландыш)

Мохнатые цыплятки расселись на грядке.
Ни тюльпан, ни роза, а яркая… (мимоза) >12 апреля- День космонавтики.
В космосе так здорово 
В космосе так здорово! 
Звёзды и планеты 
В чёрной невесомости 
Медленно плывут! 
В космосе так здорово! 
Острые ракеты 
На огромной скорости 
Мчатся там и тут!

"Отгадай загадки"

Осколок от планеты 
Средь звезд несется где-то. 
Он много лет летит-летит, 
Космический… (Метеорит) 
Освещает ночью путь, 
Звездам не дает заснуть. 
Пусть все спят, ей не до сна, 
В небе светит нам… (Луна)



 

 31.03. Побеседуйте с ребятами о погоде весной. Уточните, какую одежду и обувь нужно надевать весной. Предложите поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот» Взрослый называет слово и бросает мяч, а ребенок отвечает (наоборот). Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить) Новый – …(старый) Надевать -…(снимать) Белая -…(черная)

 Предложите детям посмотреть обучающее видео.



Артикуляционная гимнастика.
26.03.
В рамках знакомства с творчеством К.И. Чуковского можно посетить театр или предложить детям посмотреть музыкальный спектакль "Муха-Цокотуха. Тараканище"

25.03. Творчество К.И. Чуковского.

Предложите детям послушать сказки К.И. Чуковского: "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", "Тараканище"...

"Отгадай загадку"
«Этот сказочный герой
Кривоногий и хромой
Он повсюду знаменит
И на всех грязнуль сердит»

Самомассаж лица «Умывалочка» (выполнять обеими руками)

Рано утром на рассвете   – круговые движения по щекам
Умываются мышата,
И котята, и утята,             – поглаживания от верхней губы к вискам
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался     –  лёгкое пощипывание пальцами контуры ушных раковин
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули   – поглаживания от верхней губы к вискам
И чулки и башмаки.

Надо, надо умываться   – круговые движения по щекам
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам   – тыльной стороной ладони  похлопывание по подбородку 
Стыд и срам, стыд и срам.


Игра с мячом «Назови предметы, необходимые для здорового образа жизни»

(Ребёнку  взрослый бросает мяч, он ловит и называет предмет)

Словарь слов: мочалка, шампунь, зубная щётка, полотенце, мыло, расчёска, тренажёр, обруч, скакалка и т.д.

Физминутка «Одежда»

(выполнение движений по тексту)

Ох, испачкалась одежда, – дети изображают огорчение на лице
Мы её не берегли.
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти,
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем,
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём,
А затем легко и ловко
Всё развесим на верёвке.

 "Пальчиковая шуточная игра" 

Крокодил ждёт гостей,     – сжимают и разжимают пальцы
Пасть его полна гвоздей.
Я спросил у крокодила:    – потирают лоб рёбрами ладоней
«Здесь овца не проходила?»  
А злодей лежит на дне    – трут ладонь об ладонь и подмигивают
И подмигивает мне.

19.03. Дикие и домашние животные весной.

Побеседуйте на данную тему. Вспомните, где живут животные, чем питаются, чем отличается жизнь животных зимой и весной.
Игра "Мама и малыш" (лиса-лисенок, кошка-котенок...)
Игра "Один-много" (собака-собаки, медведь-медведи...)

10.03. Игра "Блины с вареньем"
Предложить ребенку "угостить" друзей блинами с вареньем.
Варенье из клубники (какое?) клубничное.
Из малины- малиновое.
Из черники...
Из клюквы ...
Из брусники...
Из земляники...
Из голубики...

Персонажи мультфильма из Простоквашино тоже любят встречать Масленицу.

09.03. "Масленица!"
01.03 Предложите послушать стихотворение.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.

Ответь на вопросы:
Что значит:
Весна шагает?
Быстрыми шагами?

Игра "Подскажи словечко"
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки, на снегу...(проталинки)

Рад весне братишка Сашка,
и собака рада Жулька.
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась...(сосулька)

Пальчиковая гимнастика "Весенняя прогулка"
Один, два, три, четыре, пять, - загибать пальчики, начиная с большого.
Мы с весной идем гулять - "топаеть" пальчиками по столу
И сугробы тают, тают - хлопать в ладоши
А цветочки подрастают!

Импровизация движений под музыку.



3 комментария: